Танки России

- Главная
- 1939 - 1945 гг


Тактико-технические данные


Обозначение: Т-60
Тип танка: легкий
Экипаж, чел.: 2
Боевая масса, т: 6,4
Длина, м: 4,1
Ширина, м: 2,3
Высота, м: 1,75
Количество пушек/калибр, мм: 1/20
Количество пулеметов/калибр, мм: 1/7,62
Броня лобовая, мм: 35
Броня бортовая, мм: 15
Двигатель: ГАЗ-202, карбюрат.,
мощностью 70 л. с.
Максимальная скорость, км/ч: 42
Запас хода, км: 450

 

Легкий танк Т-60

Легкий танк Т-60

После больших потерь в боях с немецкими войсками летом 1941 года Красной Армии требовалось большое количество танков. С точки зрения массового производства интерес представляли легкие машины, вооруженные 20-мм автоматической пушкой. Танк такого типа был изготовлен в августе 1941 года московским заводом №37 под руководством главного конструктора Н.А.Астрова всего за 2,5 недели. В качестве базы было использовано шасси плавающего танка Т-40. Эта «внеплановая» машина, созданная по личной инициативе Астрова и получившая обозначение Т-60, была запущена в серию и по массовости стала вторым советским танком военного периода после Т-70.

По сравнению с Т-40 корпус нового танка был существенно переработан для того, чтобы усилить его бронирование. Лобовые катаные бронелисты имели большие углы наклона и толщину 35 мм. Возросшая боевая масса послужила причиной небольшого уменьшения скорости машины. В передней части корпуса находились приводной вал и агрегаты трансмиссии. В центральной части слева - боевое отделение, справа - мотор. В кормовой части танка размещались топливные баки. Дви- гатель был снабжен предпусковым подогревателем, что позволяло легко запускать его в самые лютые морозы. Многогранная башня с командирским люком располагалась у левого борта, и в ней монтировалась компактная 20-мм пушка ТНШ-20 (вариант авиационной пушки ШВАК). Состоящие в боекомплекте бронебойные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником позволяли легко уничтожать вражеские бронеавтомобили. Ходовая часть танка имела по четыре обрезиненных опорных катка на борт с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущие колеса располагались впереди.

Главным достоинством Т-60 являлась простота его производства с широким использованием автомобильных агрегатов и узлов. До начала 1943 года было выпущено около 6 тыс. легких танков этого типа. Т-60 сыграли важную роль в сражениях первого периода войны, однако необходимость усиления вооружения и бронирования легкого танка привела к тому, что в передовых подразделениях эти машины стали заменяться танками Т-70, оснащенными 45-мм пушкой.

На базе Т-60 была разработана и выпускалась серийно самоходная пусковая установка БМ-8-24, вооруженная 24 реактивными снарядами калибра 82 мм - это был единственный вариант «Катюши» на шасси танка.

Следует отметить еще один эпизод из боевой карьеры Т-60. В конце 1941 года авиаконструктор О.К.Антонов предложил проект крылатого танка, способного перебрасываться по воздуху в район боевых действий на буксире за самолетом. Для этого легкий танк оборудовали крыльями планера в схеме биплана и разнесенным хвостовым оперением на двух несущих балках. Функции пилота выполнял водитель. За 20-25 км от цели крылатый танк должен был отцепляться, бесшумно производить посадку и, после сброса крыльев, вступать в бой. Первый полет крылатого Т-60 на буксире за бомбардировщиком ТБ-3 состоялся 2 сентября 1942 года. Но большие лобовое сопротивление и масса импровизированного планера послужили причиной прекращения испытания. Мощность двигателей ТБ-3 оказалась недостаточной - самолет едва достиг скорости 130 км/ч и высоты полета 40 м. После перегрева моторов буксировщика пилот крылатого танка вынужден был отцепиться и удач- но выполнил посадку на ближайшем поле. Танк своим ходом был отправлен на аэродром. Таким образом завершилась первая и последняя попытка транспортировки Т-60 в качестве планера по воздуху. Более мощных самолетов (за исключением Пе-8, выпущенных в небольшом количестве) для реализации этой идеи в то время не было, и дальнейшие работы над проектом были прекращены.

Легкий танк Т-60

   
     

"Бронетанковая техника ХХ века"

   
Hosted by uCoz