Танки России- Главная- 1939 - 1945 гг
|
Легкий танк Т-50 создавался для непосредственной поддержки пехоты на поле боя и был предназначен для замены в войсках танка Т-26. Он разрабатывался в КБ Ленинградского завода опытного машиностроения на основе опыта, полученного во время Гражданской войны в Испании, и по первоначальным планам должен был стать наиболее массовой машиной для перевооружения танковых соединений Красной Армии. Опытный образец танка под обозначением «Объект 126» (Т-126СП) покинул заводской цех в 1940 году и по бронезащите примерно соответствовал среднему танку Т-34. Катаные бронелисты сварного корпуса, установленные с рациональными углами наклона, имели толщину 45 мм, крыша и днище - толщину 20 мм. В граненой сварной башне была установлена 45-мм пушка, спаренная с пулеметом ДТ калибра 7,62 мм. Еще один пулемет винтовочного калибра, ДС, размещался в шаровой установке в лобовом листе корпуса слева от люка механика-водителя. Ходовая часть этого танка по отношению к одному борту состояла из шести необрезиненных катков с внут- ренней амортизацией, ведущего колеса заднего расположения, направляющего колеса и трех поддерживающих катков. Дизельный двигатель В-3 мощностью 250 л. с. позволял машине массой в 17 тонн развивать скорость до 35 км/ч. Второй образец опытного танка Т-126СП был доработан в соответствии с требованиями военных. Облегченные необрезиненные катки заменили обычными обрезиненными, а курсовой пулемет убрали. Собственно на базе второго прототипа и был разработан под руководством ведущего конструктора А. С. Тро-янова легкий танк Т-50, изготовленный в январе 1941 года. Очевидной целью работ было снижение боевой массы машины для увеличения ее маневренности и скорости. За счет уменьшения толщины бронелистов и применения принципа дифференцированного бронирования удалось довести вес Т-50 до 13,8 тонны. Вместе с установкой более мощного двигателя это повысило скорость танка до 50 км/ч. Кроме того, новая машина была оборудована обтекаемой конической башней, на крыше которой в кормовой части появи- лась командирская башенка с приборами наблюдения за полем боя. В задней части башни имелся люк, который закрывался дверцей. В качестве легкого танка Т-50 был довольно хорошо вооружен и бронирован. Он без проблем преодолевал склон крутизной 45° и ров шириной 2,2 м. Однако освоение серийного производства машины шло медленно, так как по сложности конструкции она значительно превосходила танк Т-26. Серьезные трудности возникли и при выпуске дизельных двигателей В-4. Поэтому, несмотря на то что Т-50 был принят на вооружение Красной Армии уже в апреле 1941 года, первые 50 машин удалось выпустить только во втором полугодии, да и то с большим трудом. В конце лета 1941 года завод №174, занимавшийся выпуском танка, эвакуировали в Сибирь и на Урал. В Барнауле было решено построить два завода: один по производству танков Т-50, другой - по выпуску дизельных двигателей В-4 для этих машин. Однако уже в январе 1942 года Т-50 сняли с производства, а завод №174 перешел на выпуск более необходимых фронту «тридцатьчетверок». В целом танк Т-50, хотя и превосходил по боевым качествам однотипные с ним машины, явно опоздал «с рождением», поэтому и боевая биография у него оказалась небогатой. Этими танками была вооружена одна из танковых бригад, действовавших на Карельском перешейке. В ходе «зимней» советско-финской войны, а также во время Великой Отечественной войны несколько Т-50 были захвачены финнами и воевали в составе финской армии.
|
|||||
"Бронетанковая техника ХХ века" |