Танки России- Главная- 1939 - 1945 гг
|
ИС-З стал последним советским танком, созданным в период Великой Отечественной войны. Разработанный на опытном заводе №100 в Челябинске под руководством главного конструктора М.Ф.Балжи, ИС-З был запущен в серийное производство в мае 1945 года и в сражениях с немецкими войсками не участвовал. По некоторым данным, танки этого типа применялись при разгроме Квантунской армии в августе 1945 года. Впервые новый танк был продемонстрирован международной общественности 7 сентября того же года в Берлине на военном параде в честь окончания Второй мировой войны. При разработке танка был учтен фронтовой опыт, и защищенность ИС-З попытались повысить путем использования новых форм корпуса и башни с дифференцированным бронированием. Самой характерной особенностью машины была ее лобовая часть корпуса с двойным наклоном 120-мм бронелистов. Прозванная «щучий нос» за конусообразный вид, она способствовала лучшей снарядо-стойкости танка. Механик-водитель располагался посередине в передней части корпуса, а его люк был размещен в крыше сверху, из-за чего появилась возможность отказаться от смотровой щели в лобовой броне, вместо которой были установлены перископические наблюдательные приборы. Поистине революционной являлась сильно приплюснутая, обтекаемой формы, литая башня. Ее бронирование значительно усилили по сравнению с башней ИС-2. Механизм поворота - планетарный, с ручным и электрическим приводами. В случае необходимости командир мог осуществлять поворот башни с помощью собственной системы управления. В крыше башни находился большой овальный люк с двумя крышками, в которых имелись смотровые приборы командира и заряжающего. Вооружение ИС-3 составляли 122-мм танковая пушка Д-25Т, зенитный 12,7-мм пулемет ДШК и пулемет ДТМ калибра 7,62 мм. Спешка, в которой создавался танк, привела к многочисленным конструктивным дефектам. Особенно часто в эксплуатации выходили из строя двигатель и коробка передач. Доработки не дали необходимого результата, и в середине 1946 года ИС-3 был снят с производства. В дальнейшем, в процессе ремонтов, машину несколько раз модернизировали, и под обозначением ИС-ЗМ она состояла на службе до 70-х годов. Всего было выпущено около 1170 ИС-3. 100 танков этого типа были поставлены Египту и приняли участие в арабо-израильских войнах. Впервые они участвовали в боях в июне 1967 года на Синайском полуострове. Хотя арабам удалось подбить несколько танков противника, ИС-ЗМ все же уступал израильским танкам М48А2 американского производства из-за устаревшей системы управления огнем, слабой подготовки и низкого морального духа арабских экипажей. Так, один ИС-ЗМ был подбит противопехотной ручной гранатой, заброшенной в открытый башенный люк. Несмотря на запрет, египетские танкисты шли в бой с раздраенными крышками, чтобы бы- стрее покинуть машину в случае малейшей опасности. Многие экипажи бросали свои танки без всякого повода, спасаясь бегством. В результате израильским войскам достались 73 исправных ИС-ЗМ, которые они использовали до конца 70-х годов, заменив двигатели на более надежные моторы, снятые с подбитых и трофейных Т-54. К следующей войне эти танки были установлены вдоль Суэцкого канала в качестве неподвижных огневых точек. В этой роли они ничем себя не проявили и в конце концов вновь оказались в руках египтян.
|
|||||
"Бронетанковая техника ХХ века" |