Танки России

- Главная
- 1919-1930
  • Танк М

  •  

     

     

     

     


    Экипаж 2 чел.
    Боевой вес 7 т
    Длина 4 м + 1 м хвост, всего 5 м
    Ширина 1,75 м
    Высота 2,25 м
    Двигатель четырехцилиндровый автомобильный, 34 л. с.
    Вооружение 37-мм пушка системы Гочкиса или 1 пулемет
    Боекомплект 250 снарядов
    Броня 8 -16 мм
    Скорость 8,5 км/час
    Запас хода 60 км

    Танк русский Рено


    Танк М (КС, Красное Сормово)

    Первый танк советской постройки

    Танк "Красное Сормово"

     "СЕКРЕТНО МОСКВА, 1 ДЕКАБРЯ 1920 г."

    Председателю Совета Народных Комиссаров товарищу Ленину.

     Совет военной промышленности направляет Вам к сведению краткую справку о постройка первого танка русского производства. Все работы произведены собственными средствами русскими рабочими и техниками. Три таких танка (2 с пулеметами, 1 с пушкой) составляют боевую единицу, и к весне таких боевых единиц должно быть вылущено 5 [или 15 танков).

      Лишь два года назад кончилась опустошительная мировая война, лишь несколько недель прошло после боев с Врангелем. Красная Армия добыла мир обескровленной Советской России. Нелегко далась победа. Pазpyxa, жесточайшая нехватка даже обычного для тех времен оружия — винтовок, пулеметов, пушек. Простая пулеметная тачанка была важнейшим боевым техническим средством. Но и тогда молодая республика стала создавать собственные броневые силы.

    Сейчас трудно себе представить серьезную военную операцию без участия в ней танков. А пятьдесят лет назад "бронированные экипажи" были а диковинку. О них ходили страшные, подогретые воображением рассказы, — мол, сухопутные, громадные, всесокрушающие дредноуты неуязвимы.

    Год рождения танка — 1916-й. Ранним утром 15 сентября английские машины атаковали позиции немцев близ реки Сомма. «Огромные чудовища приближались к нам, гремя, прихрамывав и качаясь. Кто-то крикнул, что явился дьявол, и это слово разнеслось по окопам с огромной быстротой». — вспоминает участник сражения. Да, это было пострешней, чем пехота и конница, уступившие в те годы господство на поле боя пулемету. Почти одновременно в Англии. Франции и России пришли к мнению: «царица полей- нуждается в прикрытии броней и непосредственной поддержке огнем. Так родилась идея танка — пока лишь вспомогательной боевой единицы.

    Ценою незначительных потерь англичане добились небывалых успехов, каких не знали прежде. Восемнадцать танков сделали то, чего не удавалось достичь многодневным артиллерийским обстрелам и атаками пехоты.

    Вслед за британцами, но независимо от них новые машины стали строить французы. А немцы, которые первыми испытали на себе силу нового оружия, не сразу оценили его и отстали а танкостроении.

    Русские инженеры занимались танками еще до войны. В августе 1914 года мастер Рижского машиностроительного завода А. Пороховщиков обратился к главнокомандующему русской армией с проектом вездехода. В отличие от западных конструкторов Пороховщиков настаивал на концепции танка, способного не только прикрывать пехоту, но и преследовать врага и быть, разведчиком. Особое значение придавалось быстроходности. Идею одобрили, и 18 мая следующего года бронированная гусеничная машине сдавала экзамен на боеспособность. Тогда же по проекту Н. Лебеденко началось строительство колесного танка. "Мастодонт" передвигался на девятиметровых колесах. Но вездеходы - не пошли дальше опытных экземпляров. Царская армия так и не получила нового оружия. Впервые на русской земле танки появились во время гражданской войны. Сначала они принадлежали врагу — англичанам, французам, белогвардейцам. Но в январе 1920 года в Красной Армии сложились автотанковые отряды, составленные из нескольких десятков трофейных машин. Вскоре Совет военной промышленности принял решение начать строительство отечественных танков по образцу французского Рено. О выпуске первого, названного "Борец за свободу тов. Ленин", и сообщала Владимиру Ильичу докладная записке от 1 декабря 1920 годе.

    Выбор военных не случайно пал на «Рено». Тогдашние танки представляли собой неповоротливые махины высотой более 3 м и весом 30—35 т. Они отставали от пехоты, развивая на пересеченной местности скорость 3—4 км/час. Гусеницы английских машин охватывали корпус по периметру, если смотреть сбоку, и придавав танку характерную ромбическую форму. Пулеметы и пушки размещались по бортам и выступали за габариты машины. Угол обстрела был. конечно, небольшим. Совсем иначе выглядел первый французский танк. Своим появлением он обязан генералу Этьенну, инициатору бронемеханизации во Франции и владельцу фирмы, талантливому конструктору Луи Рено. В июле 1916 года генерал уговорил предпринимателя заняться танками и через некоторое время получил проект Т-17 — легковой быстроходной машины. Она была, пожалуй, первой, похожей на современные своими очертаниями, компоновкой и важнейшими устройствами.


    Танк М

    Пушка или пулемет располагались во вращающейся башне, венчавшей все сооружение. Мотор занял кормовую часть корпуса (такое расположение сохранилось и по сей день). Классическими стали балансирная подвеска каткое и конструкция гусениц. Конструктор применил бортовые фрикционы для поворота танка. Впервые броневые плиты установили наклонно. С легкой руки Рено башни стали делать литыми. Машина получилась дешевой, простой в производстве и быстро завоевала всеобщее признание. Пятнадцать лет она состояла на вооружении СССР, США. Бельгии. Польши. Японии, Италии, Румынии. Чехословакии. Бразилии и других стран. Т-17 участвовал и во второй мировой войне.

    Русский Рено, как его тогда называли. Корпус танка каркасный с броневыми листами, башня клепаная граненая из броневых катаных листов, двигатель "Фиат". На одних танках устанавливалась пушка, на других только пулемет, на последних образцах - и пушка, и пулемет. Танк КС

    Краткая история создания этого танка.

    В марте 1919 г. войска Южного фронта в боях под Одессой захватили несколько французских танков «Рено». Один из них отправили в Москву в качестве подарка В. И. Ленину от бойцов 2-й Советской Украинской Армии. В конце апреля 1919 г. в Москву привезли еще один танк. 1 мая 1919 г. один из них принимал участие в торжествах на Красной площади, а 2 мая оба прошли по улицам Москвы. В этот же день В. И. Ленин послал телеграмму: «Приношу свою самую глубокую благодарность и признательность товарищам Второй Украинской Советской Армии по поводу присланного в подарок танка».

    В конце 1919 г. трофейный танк «Рено» поступает на Сормовский завод как образец для создания первого советского танка. Строили пятнадцать «Русских Рено» три завода: Ижорский (броневые детали). АМО (двигатель и трансмиссии), Сормовский (на нем изготавливалось шасси и собирались машины). Работы началась в феврале 1920 года, в июне в Сормово доставили броню, а в июле — двигатели. Через десять месяцев эта трудная задача была выполнена, и 31 августа 1920 г. новая машина вышла на испытания. В конце ноября 1920 г. испытания закончились, и на заводском митинге танку присвоили имя «Борец за свободу тов. Ленин». 15 декабря после полевых испытаний машину приняли военные. Последний из пятнадцати танков поступил на армейскую службу в марте 1921 года.   

    Пятнадцать машин... Так мало по современным меркам и так много в эпоху кавалерийских рейдов и трехлинейной винтовки. Именно с этих танков и началась техническая реконструкция Советской Армии.

     
     

    "ТМ 1-1970"

     
    Hosted by uCoz