Танки России

- Главная
- 1919-1930
  • Танк М


  • Танк русский Рено

    Танк русский Рено

    Первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин»

    Танк КС

    Эта машина строилась на Сормовском заводе. Причем, как говорилось в докладной записке В. И. Ленину,, «все работы произведены собственными средствами русскими рабочими и техниками».

    Вот краткая история создания этого танка.

    В марте 1919 г. войска Южного фронта в боях под Одессой захватили несколько французских танков «Рено». Один из них отправили в Москву в качестве подарка В. И. Ленину от бойцов 2-й Советской Украинской Армии. В конце апреля 1919 г. в Москву привезли еще один танк. 1 мая 1919 г. один из них принимал участие в торжествах на Красной площади, а 2 мая оба прошли по улицам Москвы. В этот же день В. И. Ленин послал телеграмму: «Приношу свою самую глубокую благодарность и признательность товарищам Второй Украинской Советской Армии по поводу присланного в подарок танка».

    В конце 1919 г. трофейный танк «Рено» поступает на Сормовский завод как образец для создания первого ^советского танка. Через десять месяцев эта трудная задача была выполнена, и 31 августа 1920 г. новая машина вышла на испытания. В конце ноября 1920 г. испытания закончились, и на заводском митинге танку (фото 20) присвоили имя «Борец за свободу тов. Ленин».

    Отделение управления первенца советского танкостроения размещалось в носовой части корпуса, боевое отделение — в средней и моторно-трансмиссионное — в кормовой. Вооружен он был 37-мм пушкой или пулеметом. В дальнейшем вооружение изменили: в башне устанавливались и 37-мм пушка, и пулемет. За границей пушечно-пулеметное вооружение на легких танках появилось только в 1926—1930 гг.

    На башне танка для наблюдения размещалась командирская башенка. Экипаж состоял из двух человек.

    На танке устанавливался карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения, четырехступенчатая коробка передач, в качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы и тормоза. Для повышения проходимости в кормовой части танка размещался специальный «хвост».

    По боевым качествам первые советские танки не уступали иностранным образцам и значительно превосходили танк «Рено» по скорости движения (8,5 км/ч против 5 км/ч).

    1 декабря 1920 г. Совет военной промышленности направил В. И. Ленину краткую справку о выпуске первого советского танка. А в следующем году на Сормовском заводе было построено еще 14 танков, которые получили названия «Парижская коммуна», «Пролетариат», «Илья Муромец», «Красный борец», «Буря», «Победа» и др.

    В создании первых советских танков принимали участие Московский автомобильный завод АМО (ныне завод имени И. А. Лихачева), который изготовлял двигатели, и Ижорский завод, поставляющий броневые листы.

     
     

    "Бронетанковая техника"

     
    Hosted by uCoz