Танки России

Главная
«Вездеход»
«Танк Рыбинского завода»
«Бронированный автомобиль» Менделеева
«Самодвижущаяся броневая башня»
«Колесница Лебеденко»
Другие

Работы над танками в царской России

В годы Первой мировой войны построили и примени ли танки только три страны — Великобритания, Франция и Германия. Но попытки создания вездеходной боевой машины не ограничивались их границами. И несомненный интерес в этом отношении представляют работы, проводившиеся в России.

Над созданием бронированных машин независимо друг от друга в 1914-1917 гг. работало много русских конструкторов и изобретателей, среди которых были В.Менделеев, А.Васильев, В.Казаиский, В.Коновалов, Гулькевич и Быковец. В детально разработанных проектах были предложены смелые и оригинальные технические решения, часть из которых была реализована много лет спустя.

Несмотря на наличие проектов и опытных образцов, на вооружении русской армии во время Первой мировой войны не было ни собственных, ни иностранных танков. И хотя в 1917 г. правительство царской России рассматривало вопрос о закупке у французской фирмы "Шнейдер" до 390 танков, эти планы так и не были реализованы из-за обострившейся до предела внутриполитической обстановки в стране.

Россия не стала «родиной танка» не по причине гигантизма отдельных проектов и не по причине «косности», «лености», «саботажа» или «заговора». Причины можно называть разные — нехватка промышленного потенциала, уровня технологий, финансовых средств, просто стечение обстоятельств. Танки — продукт прежде всего развитой машиностроительной промышленности, включая сюда двигателестроение, автомобилестроение, станкостроение и т.д.

На Втором съезде представителей военно-промышленных комитетов 26 — 29 февраля 1916 г. среди причин недовыполнения военных заказов указывались: отсутствие у заводов частной промышленности специальных навыков в высокоточной работе (а казенные заводы были перегружены заказами), отсталость русского машиностроения вообще и почти полное отсутствие станкостроительных и инструментальных заводов, перебои в снабжении машиностроительных заводов металлом и топливом. Вряд ли в этих условиях можно было построить даже не несколько тысяч танков, как британцы и французы, по хотя бы пару десятков, как германцы. О состоянии российского машиностроения тех лет можно судить по тому, какие проблемы и затруднения вызвало через четыре года изготовление полутора десятков «Русских Рено» на заводе «Красное Сормово», а десятилетие спустя — постановка производства первого советского серийного танка МС-1.

Однако Россия, имея свою металлургию (включая выпуск специальных сталей) и оружейное производство, продемонстрировала способность поставить выпуск боевых бронированных машин на примере бронеавтомобилей. Правда, при этом потребовалось закупать за рубежом готовые шасси.

   
Hosted by uCoz