Танки России- Главная- 1931-1939 гг
|
Танкетка - это сверхмалый танк. Для него характерны не только малые габариты и вес, но и отсутствие башни. Вооружение устанавливалось в переднем листе корпуса и имело ограниченные углы обстрела. Другая отличительная особенность машины этого типа -использование серийных автомобильных агрегатов в силовой установке и трансмиссии. В СССР работы над танкетками были начаты в 1927 году. Спроектированные конструкторским бюро Оружейно-арсенального треста, машины Т-17 и Т-23 имели неплохие для своего времени тактико-технические данные, но требовали длительного времени на доводку перед запуском в серийное производство. С целью ускорения выпуска нового класса бронированных машин для Красной Армии в 1929 году в Великобритании были закуплены представителями СССР техническая документация, лицензия на производство и сам образец танкетки «Карден-Лойд» Мк VI. Ее советский серийный вариант Т-27 не был точной копией своего аналога. Были увеличены размеры, установлен более мощный четырехцилиндровый двигатель и дифференциал советского серийного автомобиля ГАЗ-АА. При разработке танкетки конструкторский коллектив, возглавляемый Н. Н. Козыревым, учел географические особенности своей страны (бездорожье^суровый климат) с целью увеличения срока эксплуатации машины. Корпус Т-27 состоял из катаных броневых листов толщиной 6-10 мм, которые соединялись заклепками и, частично, сваркой. В качестве вооружения был предусмотрен 7,62-мм пулемет ДТ. Для компактности машины двигатель и агрегаты трансмиссии располагались вдоль корпуса танкетки. С левой стороны силовой установки находилось отделение управления, с правой - боевое отделение. Каждый член экипажа имел свой люк в верхней части полностью закрытой рубки. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели спереди и по бортам корпуса. В экипажи для Т-27 подбирали малорослых людей, так как в тесном корпусе они размещались с обеих сторон силовой установки, не закрытой каким-либо кожухом. Хорошая подвижность и достаточная для того времени защищенность позволяли использовать танкетки в составе кавалерийских частей. Т-27 успешно применялись в начале 30-х годов в борьбе с бандами басмачей в Средней Азии. В 1935 году на военных маневрах была продемонстрирована возможность транспортировки Т-27 на внешней подвеске бомбардировщика ТБ-3. После посадки и остановки самолетов танкетки сбрасывались о метровой высоты и тут же уходили выполнять задание. Всего с 1931 по 1933 год было выпущено и передано в части Красной Армии около 3300 танкеток Т-27. Эксплуатировались эти машины в войсках до начала 40-х годов, пока не были постепенно заменены более совершенными малыми танками. Около 2 тысяч танкеток участвовали в боях в первые месяцы Великой Отечественной войны. Так, при высадке морского десанта в районе Керчи 31 декабря 1941 года были задействованы Т-27 и плавающие танки Т-37А, самостоятельно сошедшие с самоходных барж. Несколько сот Т-27 в годы войны применялись как учебные машины в организациях ОСОАВИАХИМа для подготовки шоферов и трактористов.
|
|||||
"Бронетанковая техника ХХ века" |