Танки России- Главная- 1931-1939 гг - Т-35
|
Пятибашенный танк Т-35А в предвоенные годы был символом ударной мощи Красной Армии. Начиная с 1 мая 1933 года его регулярно, дважды в год, демонстрировали на военных парадах в Москве. Однако принят на вооружение он был только в 1935-м. Серийное производство Т-35 продолжалось до 1939 года, и за это время Харьковский паровозостроительный завод выпустил всего 61 танк. Из них к началу Великой Отечественной войны в Красной Армии находилось 56 машин. Т-35 отражал военную доктрину советского командования, предусматривающую использование многобашенных танков для сокрушения вражеских-укреплений и действий в тылу врага. Пятибашенный танк имел двухъярусное расположение вооружения. В главной верхней башне размещались 76-мм короткоствольная пушка и пулемет. 45-мм пушка и пулемет монтировались в двух нижних башнях, и еще две башни были вооружены одним пулеметом. Центральная башня отделялась от остальных отделений перегородкой, и в ней находились командир, пулеметчик и радист. Передние и задние башни сообщались между собой, и в них располагались еще 6 человек экипажа. Механик-водитель размещался перед передней пулеметной башней, а последний, одиннадцатый, член экипажа (техник) обслуживал двигатель, установленный в кормовой части корпуса. Обзор из танка осуществлялся через перископы, смотровые щели со стеклоблоками и различные типы прицелов. Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство, для внешней - телефонно-телеграфная радиостанция с поручневой антенной вокруг основной башни. По отношению к одному борту ходовая часть Т-35, прикрытая 10-мм бронеэкраном, состояла из 8 сдвоенных опорных катков, входящих в 4 тележки, ведущего колеса заднего расположения, направляющего колеса и 6 сдвоенных поддерживающих катков. Несмотря на большое количество вооружения, танк уже не соответствовал требованиям времени. Излишне усложненная конструкция машины привела к снижению ходовых качеств Т-35. Бронирование последних серий было значительно усилено, а число пулеметов доведено до 7. В результате боевая масса Т-35 образца 1939 года возросла до 54 тонн, мощность двигателя - до 580 л. с. В производственных и эксплуатационных целях главная и пулеметные башни Т-35 были унифицированы с башнями танка Т-28. Стремясь увеличить снарядостойкость машины, шесть танков образца 1939 года были выпущены с коническими башнями. Они, в свою очередь, различались подбашенными коробками с прямыми и наклонными стенками. Но никакие ухищрения не могли остановить стремительное старение этих сухопутных дредноутов. Поэтому, в связи с подготовкой промышленности к выпуску новых тяжелых танков КВ-1 и КВ-2, было предусмотрено снять с вооружения все Т-35. Их шасси планировалось использовать для постройки тяжелых артиллерийских самоходных установок. Четыре опытные САУ с орудиями калибров 152 и 204 мм были созданы на базе Т-35 в конце тридцатых годов. К началу войны почти все Т-35 оказались в Киевском особом военном округе, где были потеряны, в основном, по техническим причинам: из-за поломки коробок передач, двигателей, выхода из строя главных фриционов, бортовых передач. Только считанные танки погибли в бою. Возросшая мощь противотанковой артиллерии вермахта в 1941 году не оставляла громоздким и неповоротливым Т-35 никаких шансов выжить в сражениях.
|
|||||
"Бронетанковая техника ХХ века" |