Танки России

- Главная
- 1931-1939 гг


Танк БТ-2 Танк БТ-2

 

Танк БТ-2

Танк БТ-2

Первым из семейства колесно-гусеничных танков в СССР стал БТ-2. В 1930 году в Советском Союзе была образована закупочная комиссия под руководством И. А. Халепского - ее целью было приобретение за рубежом новейших образцов бронетехники, тракторов и автомобилей вместе с технической документацией для последующего их серийного производства на советских заводах.

В США внимание комиссии привлекли прекрасные скоростные и маневренные характеристики танка Кристи. С помощью торгового представительства «Амторг» удалось без проблем закупить два экземпляра этой машины (М1930) без башни и вооружения и вывезти морским путем в Советский Союз.

Танки прибыли в СССР в начале 1931 года, и после их тщательного изучения было решено запустить машину в серию под обозначением БТ-2. Для нее разработали специальную башню, оснащенную 37-мм пушкой и, начиная с 61-го экземпляра, 7,62-мм пулеметом ДТ в шаровой установке. Поворачивалась башня вручную с помощью планетарного механизма, а плечевой упор служил для наводки пушки и пулемета в вертикальной плоскости. Из-за недостатка пушек, плохо освоенных производством, 350 БТ-2 были выпущены только в пулеметном варианте со спаркой пулеметов ДА-2. Остальная конструкция танка соответствовала американскому образцу, за исключением шестеренчатых устройств (гитар), используемых вместо цепных передач на опорные катки, являющиеся ведущими при колесном ходе. Для установки на БТ-2 были предусмотрены отработавшие летный ресурс авиадвигатели М-5 (копия американского мотора «Либерти»), однако выпуск последних был прекращен, а состояние имевшихся оставляло желать лучшего. Поэтому пришлось закупить в США партию двигателей «Либерти», также отслуживших свой срок в авиации, но находившихся гораздо в лучшем состоянии.

Уже 7 ноября 1931 года три серийных БТ-2 были показаны на военном параде в Харькове. Однако эксплуатация машин осложнялась их техническими недостатками и низким качеством изготовления танков. Авиадвигатели оказались капризными и часто выходили из строя или даже загорались из-за перегрева. Неплотные соединения были причиной вытекания масла из механизмов. Корпус машины не имел необходимой жесткости, что вело к поломке вала мотора. Аварии случались также по вине плохо обученного личного состава.

Тем не менее БТ-2 оказали Красной Армии неоценимую помощь в подготовке танковых экипажей. Было выпущено более 600 таких машин, поступивших на вооружение механизированных соединений. Несмотря на все недостатки танка, танкисты отмечали его хорошие динамические качества - скорость, маневренность, а также способность машины преодолевать в прыжке различные препятствия.

С начала 30-х годов, впрочем, без особого успеха, предпринимались попытки установить на БТ-2 76-мм орудие и даже динамореактивную пушку. Четыре БТ-2 в 1937 году переоборудовали в мостовые танки, оснащенные мостом грузоподъемностью до 15 тонн. Вес моста и его оборудования составлял 2670 кг, а время его наведения - 30-45 секунд.

   
     

"Бронетанковая техника ХХ века"

   
Hosted by uCoz