Танки России

Главная
До 1917 г.
«Бронированный автомобиль» Менделеева

«Бронированный автомобиль» Менделеева

В 1911 году инженер-кораблестроитель, специалист по разработке подводных лодок Василий Дмитриевич Менделеев — сын знаменитого ученого Д. И. Менделеева, приступил к созданию боевой вездеходной машины. С большим знанием дела подошел молодой ученый к решению этой новой, казалось бы, для него проблемы. Он с тщательностью отработал чертежи нескольких вариантов боевой машины, сделал все расчеты, составил подробную и доказательную объяснительную записку.

По одному, наиболее интересному для нас варианту машина должна была, весить 173,2 т, длина ее с пушкой составлять 13 м, высота с поднятой пулеметной башенкой — 4,45 м. Вооружить ее предполагалось 120-мм морской пушкой и пулеметом. Вооружение, боекомплект (51 снаряд), силовая установка, силовая передача и другое оборудование, а также экипаж из восьми человек помещались внутри бронированного корпуса. Толщина его лобовой части достигала 150 мм, а бортовых и кормовых листов 100 мм.

В качестве силовой установки В. Д. Менделеев предложил использовать карбюраторный двигатель мощностью 250 л. с, который обеспечил бы максимальную скорость движения около 24 км/час. Бензиновые баки размещались в специальных изолированных отсеках, расположенных в кормовой части машины под днищем. В механической коробке передач предусматривалось четыре передачи для движения вперед и одна для движения назад.

Ходовая часть состояла из гусеничного движителя с двумя металлическими гусеничными лентами и пневматической подвески. Конструкция подвески продумана в деталях. К корпусу машины крепились цилиндры, в которых перемещались поршни, связанные с опорными катками. Между цилиндром и поршнем образовывалась воздушная подушка, воспринимавшая колебания корпуса машины. Выпуская воздух из цилиндров, экипаж мог полуопустить бронированный корпус, в результате чего повышалась защищенность ходовой части. Во время стрельбы корпус рекомендовалось полностью опускать на грунт, чтобы разгрузить ходовую часть от нагрузок, возникавших в момент выстрела.

С помощью пневматических устройств предполагалось регулировать натяжение гусениц, поднимать и опускать пулеметную башенку, механизировать подачу боеприпасов к орудию. Разработанные конструктором пневматические сервоприводы облегчали управление всеми агрегатами силовой передачи. Снабжать пневматические устройства сжатым воздухом должен был специальный компрессор. Посты управления машиной, их было четыре, дублировались.

Автор проекта, учитывая значительный вес своей машины, предусмотрел возможность ее транспортировки йо железнодорожному полотну своим ходом или паровозом.

Проект В. Д. Менделеева восхищает смелыми решениями, детальной продуманностью. Это был первый в истории проект боевой гусеничной машины высокой проходимости, позднее названной танком. Талантливому инженеру удалось на многие годы предвосхитить ряд серьезнейших конструктивных решений в области танкостроения. И вот такой проект, по существу открывавший новую эпоху в развитии средств вооруженной борьбы, российское военно-техническое управление назвало нереальным и забраковало.


«Бронированный автомобиль» Менделеева

   
Hosted by uCoz