Танки России

Главная
До 1917 г.
«Бронированный автомобиль» Менделеева

«Бронированный автомобиль» Менделеева

Замечательный проект гусеничной бронированной и вооруженной машины, впоследствии названной танком, был разработан сыном великого русского ученого инженером Василием Дмитриевичем Менделеевым. Талантливый русский инженер В. Д. Менделеев еще до первой мировой войны спроектировал сверхтяжелый танк весом 170 г, вооруженный 120-мм морской пушкой и имеющий броню 100—150 мм (рис. 13—16).

В проекте Менделеева много оригинальных и смелых для того времени технических идей.

Особый интерес представляет предложенная Менделеевым, пневматическая подвеска. В цилиндры, закрепленные на корпусе танка и закрытые поршнями, связанными с осями опорных катков, от специального компрессора нагнетается воздух. Между опорными катками и корпусом танка создается, таким образом, воздушная подушка, на которой и покоится корпус. Воздух в подвеске играет такую же роль, как в шинах обычного автомобиля: он смягчает удары, воспринимаемые гусеницами при движении танка, и не передает их на корпус.

Для стрельбы из пушки танк останавливается, воздух из подвески выпускается и корпус садится днищем на грунт (см. рpic. 16). Благодаря этому создается устойчивая огневая платформа, а ходовая часть танка разгружается, причем броня корпуса защищает ее от огня противника.

Только спустя двадцать семь лет, в 1942 г., этот принцип выключения подвески при стрельбе был практически использован на тяжелом самоходном орудии, а пневматическая подвеска была применена на легких (авиадесантных) танках второй мировой войны.

В проекте Менделеева было предусмотрено пневматическое управление механизмами трансмиссии, которое было осуществлено на танках лишь через двадцать лет.

Менделеев использовал сжатый воздух также для механизированной подачи снарядов, сконструировав с этой целью специальные пневматические подъемники.

Учитывая большой вес машины и отсутствие подвижного железнодорожного состава достаточной грузоподъемности для ее перевозки, Менделеев приспособил машину к движению своим ходом по железным дорогам подобно тому, как двигаются современные мотодрезины.

В 1918 г., создавая сверхтяжелый танк «Колоссаль», немцы сделали его разборным на двадцать две части с целью обеспечить удобство его перевозки. Машину должны были собирать только на фронте. По сравнению с предложением Менделеева это решение было примитивным, технически грубым и практически совершенно неудовлетворительным.

«Приспособленность машины перемещаться вдоль железнодорожного пути,— писал Менделеев,— существенно необходима для нее потому, что если имеющиеся понтонные и шоссейные мосты не выдерживают ее веса, то остаются еще железнодорожные мосты, которые ее вес вполне выдерживают и габарит которых больше габаритов машины».

Проект Менделеева вызывает и сейчас восхищение своими смелыми, оригинальными конструктивными решениями. Вполне реальным и обоснованным проектом Менделеева русская конструкторская мысль может гордиться как одним из своих крупных достижений.


«Бронированный автомобиль» Менделеева

   
Hosted by uCoz