Танки России

Главная
До 1917 г.
«Вездеход»



* Газета «Известия ВЦИК» от 13 сентября 1922 г.

«Вездеход» - А.А. Пороховщикова

Вскоре после начала первой мировой войны, в августе 1914 года, в российское военное министерство поступило предложение о создании быстроходной вооруженной пулеметом боевой машины, которая могла двигаться по дорогам и целине, вести огонь по противнику и защищать от поражения находящихся в ней людей. Автором этого проекта был изобретатель в области авиации Александр Александрович Пороховщиков — человек широкой эрудиции, прогрессивных взглядов. Внимательно следя за тенденциями развития военного дела, он, хотя по роду своей деятельности был и далек от проблем общевойскового боя, не мог не обратить внимания на вопиющее несоответствие между средствами обороны и нападения. Это и навело его на мысль разработать «Вездеход» — так конструктор назвал свою будущую машину.

Докладная записка, чертежи и смета расходов, направленные в Главное военно-техническое управление, одобрения не получили. Только 24 декабря 1914 года материалы рассмотрел начальник инженерных снабжений армий Северо-Западного фронта. По его докладной записке, в которой обосновывалась целесообразность постройки «Вездехода», главный начальник снабжения армий того же фронта 13 января 1915 года ассигновал на реализацию проекта 9660 рублей. А 1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор уже приступил к постройке опытного образца. В его распоряжении было 25 солдат-мастеровых и столько же наемных рабочих. Пороховщиков и его товарищи работали о энтузиазмом, не считаясь со временем. Через три с половиной месяца, 18 мая, «Вездеход» (рис. 2) покинул мастерские —начались его испытания. Этот день и считается днем рождения танка.

Первый в мире танк имел все основные элементы современных боевых машин: корпус, вооружение во вращающейся башне, гусеничный движитель. Корпус обтекаемой формы. Толщина брони 8 мм. Весьма значительные углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами.

По замыслу конструктора, корпус машины должен был быть из многослойной брони, поскольку полагал, что она при том же весе, будет более пулестойкой, чем обычная. Опытный образец корпуса состоял из нескольких слоев стали (первый толщиной около 2 мм) с прослойкой из волоса и морской травы и не пробивался пулеметными очередями.

Рама — несущий узел машины — была сварной из стали коробчатого сечения. На закрепленных на ней осях вращались четыре пустотелых барабана: передний выполнял роль направляющего, остальные — роль опорных катков. В средней части рамы располагался пятый барабан — натяжной. Барабаны огибала одна широкая гибкая гусеничная лента, проходившая под днищем корпуса. Пороховщиков разработал вариант машины и с двумя гусеничными лентами.

Своеобразно было решено устройство, позволявшее осуществлять поворот машины. В средней части рамы с обеих ее сторон располагались два колеса. Под воздействием автомобильного рулевого управления они поворачивались относительно вертикальных осей. При движении по дорогам с твердым покрытием колеса выполняли роль передних опорных катков и машина опиралась на задний (ведущий) барабан и поворотные колеса. На мягком же грунте она «ложилась» на гусеничную ленту, которая обеспечивала хорошую проходимость. Нельзя не обратить внимания на то, что передняя ветвь гусеничной ленты заметно приподнята. Благодаря этому «Вездеход» преодолевал препятствия, высота которых не превышала расстояние от земли до оси переднего барабана. В качестве силовой установки был использован автомобильный карбюраторный двигатель мощностью 20 л. с. Усилие от двигателя, установленного на раме в задней части машины, передавалось к ведущему барабану через механическую планетарную коробку передач и карданный вал.

Опытный образец «Вездехода» имел длину 3,6 м, ширину 2 м и высоту, без башни, около 1,5 м. Расчетный вес был равен 3,5—4 т. Для членов экипажа — водителя и командира — в средней части машины предусматривались сиденья, установленные рядом.

После первых заводских испытаний были проведены два официальных испытания в присутствии комиссии: 20 июля и 29 декабря 1915 года. Прошли они весьма успешно. В акте от 20 июля 1915 года, в частности, отмечалось, что «Вездеход легко идет по довольно глубокому песку со скоростью около двадцати пяти верст в час; в дальнейшем «Вездеход» перешел на среднем ходу канаву с пологими откосами шириной по верху 3 и глубиной около 1 аршина... Все значительные выбоины и значительные неровности поверхности «полкового двора», где производились испытания, «Вездеход» брал легко на полном ходу. Поворотливость вполне удовлетворительная; в общем «Вездеход» прошел по грунту и местности, непроходимой для обыкновенных автомобилей»*.

Окрыленные успехом изобретатель и его помощники были готовы продолжить работы над доводкой машины. Но на пути снова встало Главное военно-техническое управление. Его представители пришли к выводу, что при движении по ровной дороге «Вездеход» перед обыкновенными автомобилями не имеет никаких преимуществ» и что в настоящем виде не заслуживает никакого внимания...

Главному военно-техническому управлению почти удалось погубить проект Пороховщикова. Но вот в сентябре 1916 года в печати появляется сообщение о применении англичанами нового оружия — «сухопутного флота» (танков). А 29 сентября 1916 года в газете «Новое время» публикуется статья «Сухопутный флот — русское изобретение», из которой широкая общественность узнала о неприглядной роли Главного военно-технического управления. Вопрос об отечественных проектах боевых машин высокой проходимости поднимался и в Государственной думе. Начальник Главного военно-технического управления был вынужден дать согласие на разработку второго, улучшенного варианта «Вездехода». 19 января 1917 года проект поступил на рассмотрение, и вновь началась волокита...


«Вездеход» - А.А. Пороховщикова

   
Hosted by uCoz