Танки России

- Главная
- Рождение танка
Взгляд из России


Рождение танка - гусеницы

Поисками движителя высокой проходимости занимались изобретатели многих стран. Но наиболее удачное техническое решение предложил штабс-капитан русской армии Д. Загряжский. 12 марта 1837 года он представил проект «экипажа с подвижными колеями», представлявшего собой тележку, снабженную металлическими многозвенчатыми шарнирными гусеничными лентами. Переброшенные с передних колес на задние,, они способствовали распределению давления экипажа на большую площадь грунта, что обеспечивало резкое повышение проходимости по бездорожью. Загряжский предусмотрел и винтовые механизмы для натяжения гусеничных лент. Подобные механизмы — неотъемлемая принадлежность современных танков. . В 1839 году выдается еще один патент на гусеничный движитель: «переносную и подвижную железную дорогу с грузовым снарядом, катящимся по настилающейся всюду подвижной дороге», и на этот раз российскому изобретателю В. Тертеру. В 1878 году достойную оценку получает проект и опять-таки нашего соотечественника штабс-капитана артиллерии С. Маевского. Он предложил способ передвижения поездов и повозок по «особого устройства бесконечной цепи». Интересно то, что в конструкции гусеничного движителя Маевским предусмотрен механизм, который позволял менять силу тяги на гусенице, вводя в зацепление с валом двигателя шестерни различного диаметра. Этот механизм, по сути дела, выполнял функции современной коробки передач.

Проекты гусеничных движителей не оставались на бумаге. В 1878 году пароходный машинист-самоучка Ф. А. Блинов — выходец из крестьян деревни Никольской Вольского уезда Саратовской губернии, получил патент на «особого устройства вагон с бесконечными рельсами». Через год изобретатель успешно испытал гусеничный движитель для этой машины, а в 1884—1887 годах построил гусеничный трактор с двумя паровыми двигателями, приводившими в движение гусеничные ленты. Меняя скорость вращения гусениц, Блинов осуществлял поворот машины. В 1888 году трактор Блинова вышел на испытания. За рубежом же машина аналогичной конструкции была запатентована год спустя.

Итак, соединив механический двигатель с гусеничным движителем, изобретатели получили самоходное транспортное средство, на базе которого вскоре создаются первые проекты боевых машин. Существенное место в этих проектах занимали вооружение и броневая защита.

 
 

"Танки"

 
Hosted by uCoz